«Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – отечество мое…»

«Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – отечество мое…»

15 октября – день рождения выдающегося сына осетинского народа, основоположника осетинского литературного языка и осетинской художественной литературы, осетинского изобразительного искусства – Коста Левановича Хетагурова. Имя и творчество Коста ассоциируется со свободой, мощной, непоколебимой волей, с любовью к Родине и народу. И память о нем продолжает жить в сердцах людей вместе с его вольнолюбивыми произведениями.

Я счастия не знал, но я  готов свободу,
Которой я привык,  как  счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

     День рождения Коста Хетагурова ежегодно широко отмечается в Северной и Южной Осетии: в библиотеках, музеях, театрах, образовательных учреждениях проходят концерты, выставки, творческие встречи, театрализованные представления, музыкально-литературные вечера, фестивали, конкурсы.

Студенты и преподаватели Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева традиционно принимают активное участие в этих разнообразных мероприятиях, посвящённых различным граням творческого наследия Коста. В этом году, в день рождения К.Хетагурова, 15 октября, Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева подготовил литературно-музыкальную композицию, посвящённую жизни и творчеству великого осетинского поэта, которая состоялась в Мемориальном Доме-музее К.Л.Хетагурова. В мероприятии приняли участие студенты и преподаватели фортепианного, струнного, народного, духового, вокального и дирижёрско-хорового отделений: Поветкина Любовь (2к. форт.отд., преп. Апокатаниди А.Ш.), Кадзаева Есфирь, Кадзаева Серафима, Кокаева Лия (2, 4 кк. струн.отд., преп. Черникова Е.Ю., конц. Е.Трощий), Качмазов Сармат и Плиев Ацамаз (1к. нар.отд., преп. Абоев Х.А. и Коцлов С.К.), Кушнарёва Вероника (3к. дух.отд., преп. Шатохин Е.Н., конц. Н.Власова), Наниева Фатима, Зассеева Анна, Кулова Алла, Гозоев Георгий (2-4 кк. вок.отд., преп. Кисиева Л.Я., Скалдина Е.Н., Бацазова С.А., конц. Калманова Н.Е., Датиева Ю.С., Овсепян А.В.), вокальный ансамбль дир.-хор. отд. (рук. Колиева Т.М., конц. Каболова И.Х.). Хочется отметить постоянное творческое сотрудничество ВКИ им.В.А.Гергиева и Детской музыкальной школы Министерства культуры РСО-Алания. Праздничное мероприятие, посвящённое 161-й годовщине со дня рождения К.Л.Хетагурова, также не стало исключением: успешное участие в концертной программе приняли учащиеся ДМШ МК РСО-А Джиоев Аслан (7к. форт.отд., преп. Коломоец Н.В.) и Малиев Артур (4к. вок.отд., преп. Чочиева Т.Т., конц. Делоянц Г.Г.). В программу литературно-музыкальной композиции вошли вокальные и хоровые сочинения на слова К.Хетагурова, произведения П.Чайковского, О.Тактакишвили, А.Кокойти, Д.Хаханова, Х.Плиева,  Ф.Хуцистовой, А.Макоева, М.Плиева, Б.Газданова, С.Дзуцева. Ведущие концерта – Томаева Агнесса, 3к. дир.-хор.отд., и Щербакова Анна, 4к. вок. отд., рассказывали о различных этапах жизненного и творческого пути К.Хетагурова, проникновенно читали стихи поэта на русском и осетинском языках. Благодарная  публика, представленная учащимися общеобразовательных школ и средних учебных заведений Владикавказа, сотрудниками музея и поклонниками творчества К.Хетагурова, тепло приветствовала высокохудожественное и вдохновенное искусство молодых исполнителей.

В этот же день во Дворце металлургов состоялся Гала-концерт и награждение победителей Республиканского конкурса чтецов, посвящённого 161-й годовщине со дня рождения Коста Хетагурова. Конкурс был организован Республиканским Домом народного творчества. Церемонию награждения лауреатов конкурса украсили яркие выступления концертных коллективов ВКИ им. В.Гергиева: трио гармонистов в составе Плиева Ацамаза, Тавитова Виталия и Икаева Давида, рук. Коцлов С.К., и Ансамбля народных инструментов, рук. Салбиева Л.Ю. Оба коллектива были отмечены дипломами «За успешное выступление на Гала-концерте конкурса».

Подобные мероприятия имеют важное просветительское значение, расширяют кругозор участников и слушателей, знакомят с историей и культурой своего народа, способствуют патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию молодёжи.

Коста Хетагуров сочетал в себе много талантов. Известный советский писатель Александр Фадеев писал: «Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста – поэта осетинского народа – войдет в ряд самых высоких имен человечества».

В Осетии Коста Хетагуров был и остается не просто национальным классиком, но культовой фигурой, формирующей важные направления духовной жизни народа. По словам выдающегося учёного, академика Василия Ивановича Абаева, «каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста». Коста впитал в себя все лучшие черты самобытной и древней культуры осетинского народа. Грандиозно его влияние и как художника, и как гражданина на развитие нации, ее духовного потенциала. Невозможно сегодня представить Осетию без Коста.

Потрясенный тяжелым состоянием родного народа, его бедностью, Коста Леванович всю свою кипучую энергию и светлый ум отдал защите простого народа от произвола царских чиновников, от гнета алдаров. Либеральную газету «Северный Кавказ» он превращает в боевой орган для освещения острых общественных вопросов. Его статьи печатаются в газетах «Петербургские ведомости», «Сын отечества» и др., раскрывая перед русским обществом весь цинизм колонизаторской политики царского самодержавия на Кавказе. Публицистика Хетагурова названа исследователем Н.С. Тихоновым «боевым видом деятельности, охватывающим все вопросы общественной жизни»: от строительства дорог, книготорговли, положения рабочих в России и во Франции, взяточничества государственных чиновников, до еды крестьян и проявления ксенофобии… Причину особой силы его публицистического воздействия ёмко выражают слова самого автора:

     «Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну строчку ни от кого не получал денег… И пишу я не для того, чтобы писать и печатать, потому что и многие другие это делают. — Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него… Я пишу то, что уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце».

Перу Коста принадлежит обширный этнографический очерк о бытовой и обрядовой жизни осетин Нарской котловины «Особа» (1894). Большим событием стал выход в 1895 году первого сборника стихотворений на русском языке, в который вошли лирические стихотворения и поэмы «Фатима» (по которой снят художественный фильм), «Перед судом». Особенно страстно писал Коста о горестном положении женщин-горянок, о нищете в семьях. Большой популярностью и до наших дней пользуется поэма «Мать сирот», отличающаяся эпической масштабностью. Чем накормить пятерых голодных детей? Страшна и свята ложь матери, уговаривающей детей потерпеть, пока сварится похлебка: «Детям говорила «Вот бобы вскипят», а сама варила камни для ребят».

Во время второй ссылки Коста в 1899г., в Осетии был выпущен его поэтический сборник на родном языке «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»). Это событие осетинская интеллигенция восприняла как исключительное по своей значимости событие в истории осетинской национальной культуры, что было подчеркнуто и самой датой выхода книги в свет. Она была выпущена 6 июня 1899 года, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина. Отныне осетинский народ, имевший до сих пор на родном языке только богослужебные книги, получил прочную основу для развития своей художественной литературы.

В книге «Ирон фандыр» поэт затронул все стороны жизни — общественной, личной, бытовой. Картины прошлого и настоящего перемежаются в поэзии Коста с размышлениями о грядущей исторической судьбе народа. В «Ирон фандыре» — чаяния и думы, интересы и идеалы, потребности и вкусы горской бедноты представлены широко, всесторонне.

Гениальность Коста проявляется не только в поэзии, публицистике и изобразительном искусстве, но и в музыке. Среди близких родственников Коста были даровитые певцы и сказители. Они передали ему любовь к родному фольклору, ценителем и знатоком которого он стал. Будучи от природы музыкально одаренным, он прекрасно понимал дух и природу осетинской народной песни и глубоко любил ее, знал сказителей знаменитых эпических сказаний о нартах, лучших исполнителей песенного творчества и народных музыкантов-исполнителей во всех уголках Осетии.

Сам Коста говорил о своих стихах, как о песне. Его поэзия удивительно музыкальна. Стихи, которые, по словам В.Белинского, «должны не читаться, а петься», зачастую превращаются в песни и романсы, соперничающие по популярности с народными». К таким поэтам, чей стих «не читается, а поется», относится и Коста. Слагая стихи, Коста словно поет. В своём знаменитом «Завещании» Коста пишет:

«Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чьё сердце не знает страданья,
Тот пусть и поёт веселей.

 Но если б народу родному
Мне долг оплатить удалось
Тогда б я запел по- другому,
Запел бы без боли, без слез».

     Многие свои стихи он задумывал именно как песни. Не случайно поэт озаглавил свой сборник стихов «Ирон фæндыр», выделив тем самым не только песню как таковую, но и сам музыкальный инструмент, ставший выразителем сокровенных дум и чаяний народа.

Если бы пел я,
как нарт вдохновенный,
Если бы до неба мой голос взлетел,
Все бы созвал я народы вселенной,
Всем бы о горе большом рассказал.

     Жизнь и творчество основоположника осетинской литературы оказали мощное воздействие на развитие всех видов национального искусства, в том числе музыки. На стихи Коста Хетагурова написаны песни, романсы, оперы, хоровые произведения, балеты. Среди композиторов, обращавшихся к творчеству поэта – А. Аликов, А.Тотиев, Б. Галаев, Е. Колесников, А.Кусова, 3.Гаглоев, Татаркан и Аслан Кокойти, Фатима Хуцистова, Дудар Хаханов, Христофор Плиев, Резван Цорионти, Аркадий Ачеев, Жанна Плиева, Людмила Ефимцова, Тотурбек и Тамерлан Хосроевы, Николай Кабоев,  Ацамаз Макоев, Лариса Канукова, Нина Фарниева, Дзерасса Дзлиева и многие другие.

История возложила на Коста Хетагурова великую миссию основоположника родной литературы и осетинского литературного языка. И справился он с ней блестяще. Такая трудная роль под силу только человеку, обладавшему огромным художественным дарованием, светлым умом, энергией, большим любящим сердцем поэта-гуманиста.

Подчёркивая значение наследия Коста для осетинского народа, Сергей Михалков писал: «Пройдут года, пройдут века, но имя славного сына осетинского народа не померкнет и будет по-прежнему сиять, подобно снежным вершинам Кавказа. И всегда люди будут черпать из светлого родника, каким является творчество К. Хетагурова, разумное, доброе, вечное». И как никогда актуальны слова самого просветителя, завещающего своим потомкам:

«…Хочу, чтоб не были вы в жизни торгашами
Душой и совестью, свободой и умом,
Чтоб друг на друга вы смотрели не врагами,
А каждый бы искал сочувствия в другом».

Фото с мероприятия:

Видео: